ENGLISH | Jaybe.ru

Предыдущий (Иде ХИНТЦЕ), Следующий (Энцо МИНАРЕЛЛИ)

Жак ДОНГИ (Франция)

Жак Донги (р. 1943) – поэт, перформер, эссеист, переводчик. Принимал участие в движении French Beat Poetry и был в числе идеологов поэтического движения NouveauRealisme. Опубликовал большое количество поэтических произведений с применением новых технологий и с начала восьмидесятых годов выступает в качестве одного из теоретиков жанра компьютерной поэзии. Автор ряда книг, посвященных различным направлениям актуальной литературы. Автор большого количества поэтических перформансов, проводимых с использованием разнообразных компьютерных технологий (саунд-трансформеры, симультанные трансляции, сэмпл-проекты). Профессор I Парижского Университета. Подробнее об авторе см. био-библиографические данные участника. Печатается по авторской рукописи. © 1999 Жак Донги, Париж.

ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЭЗИЯ, ЦИФРО-ЗВУКОВАЯ ПОЭЗИЯ, МЕТАПОЭЗИЯ

Ухо не склонно “обращать внимание” на что-либо одно. Мы окружены звуком. Он образует вокруг нас невидимую паутину.

Маршалл Маклюэн, “The Medium is the Message”

Совсем как сердце, что настроено качать кровь, мой беспокойный мозг настроен сейчас выстреливать, запускать, посылать, излучать мысли сквозь электронное окно в Киберию.

Тимоти Лири, “Chaos & Cyber Culture”

Описывать кибернетические перформансы “Битых Машин” как телесно-машинный интерфейс значит не видеть главного, ибо на самом деле на наших глазах происходит быстрая мутация нового телесного типа, Спазматического Тела, приспособленного к веку цифровой реальности.

Артур Крокер, “SPASM”

Дик Хиггинс, междисциплинарный теоретик, скоропостижно скончавшийся 25 октября прошлого года в Квебеке на 60-м году жизни, описывал поэзию как нечто промежуточное, интермедийное, имея в виду почтовую или мэйл-артистскую поэзию, концептуальную поэзию, видео-визуальную поэзию, акционную поэзию, саунд-поэзию. В основе подобной междисциплинарности лежит принцип смешивания элементов, но не смешанных медий, это не результат простого соседства элементов типа оперы.1

Тимоти Лири, умерший в 1996 году, в свое время провел параллель между изобретением печатного станка Иоганном Гутенбергом в 1456 году, которое привело к поточному производству Персональной Книги, и изобретением Персонального Компьютера в восьмидесятые годы нашего века. Как Персональная Книга стала мостиком от феодализма к индустриальной эпохе, так Персональный Компьютер направил развитие отдельного человека в сторону информационной эры. Применив к литературному творчеству компьютерный подход, на материале произведений Джойса, Тимоти Лири увидел в этом авторе своего рода прото-хакера, который сводил мысль к фундаментальному понятию, чтобы после составлять их в бесконечные комбинации.2

Андре Валлиас.
Мы не поняли Декарта, 1991
Andre Vallias.
Nous n’avons pas compris
Descartes, 1991

Звук и образ. Или “оптофонетика” Рауля Хаусманна, который в 1936 году в Лондоне получил патент на изобретение аппарата, способного трансформировать звук в визуальный образ и наоборот.3 В 80-е художник Гвек Бюр-Со сконструировал видеокамеру, трансформирующую изображение в звук посредством интерфейса и использовал свое изобретение в декабре 1998 года на представлении компьютерной поэзии в Обервильском театре. С помощью интерфейсной камеры с программой IRCAM’а “Max” звук нашего голоса перерождался в свет на руках Бюр-Со.

Звук. Австралийский художник Стеларк, прежде чем прийти к идее “усиленного тела” размышлял об интермедийных свойствах пары танец/искусство: “Одним из первых моих занятий по приезду в Японию была хореографическая постановка. Я попросил знакомого музыканта Фрэнка Бекера написать для нее музыку, но что-то у нас не заладилось. Мною овладел все возрастающий интерес соединения телодвижения и позы со звуком. В голову пришла мысль усилить мускульный сигнал. Теперь, взмахнув рукой, пошевелив пальцами, сократив мышцу, я могу через датчики на коже поймать сигнал, усилить его и обработать. Я способен производить звуки, структурно связанные с движением”.4

От Раймона Рассела к Уильяму Берроузу, письмо как способ накопления и хранения информации. Или Эстетика складирования. Распространение текста – дело случая. Что мы с Гийомом Лоизийоном и делаем с 1983 года в наших текстах, пропущенных через компьютер. Или еще – метод сэмплирования, как у современных ди-джеев.

Цифровая революция. По словам Артура Крокера, мы первые из культурного слоя, кого засосало в воронку электронных веяний. “Исчезая в собственном trompe l’oeil, электронный водоворот в море технологий наконец свободен от (фиксированной) идентичности, (детерминированного) происхождения, (локализованной) истории и (телесной) субъективности”. Обвал эстетики в наушниках.

Видео-поэзия. В 1968 году в Лиссабоне Мело э Кастро сделал свою первую видео-поэму “Roda Lume”. Американский визуальный поэт Ричард Костелянец работал над идеей видеопоэзии с 1975 года и показал в “Experimental TV Center” города Овего свои “Videostrings”. “Volto Pagina” итальянца Энцо Минарелли появилась в 1986 году.

Голографическая поэзия – еще одна интермедийная область поэзии новых технологий. Увлеченный поисками “альтернативных возможностей словесной организации”, Ричард Костелянец в 1978 году представил свою первую поэтическую голограмму “On Holography”: вращающийся цилиндр с пятью синтаксически закольцованными выражениями, без остановки бегущими перед глазами зрителя. Голограмма “Antitheses” 1985 года состоит из пяти пар слов в четырех плоскостях – например, “Тепло/Холод”, “Любовь/Ненависть”, “Наследство/Скупость”. Вспомним и бразильского конкретного поэта Агусто де Кампоса – например, его “REVER” 1981-го и “LUZMENTEMUDACOR” 1985 года, выполненные совместно с Моисеем Баумштейном. Выставка прошла в ноябре 1987 года под названием “IDEHOLOGIA”. Эдуардо Кац, еще один бразильский поэт стал теоретиком голографической поэзии. Он и Фернандо Эудженио Катта-Прета сделали в 1983 году “HOLO/OLHO”. С 1989 года Эдуардо Кац живет в Соединенных Штатах. По его мнению, голографическая поэзия это новая грань языка, “трехмерная структура, сохраняющая информацию нелинейным способом”.

Жак Донги.
Поэма-партитура, 1997
Jacques Donguy.
Poem-score, 1997

Поэты или художники используют и другие технологические средства: Маурицио Нануччи в Италии – неон, Аугусто де Кампос, в поэме “CIDADE CITY CITE”, выставленной в Авенида Паулиста в Сан-Пауло – жидкокристаллический дисплей.

У компьютера, если верить Артуру Крокеру, нет памяти, нет циничной памяти. Как у человека, который, по Борхесу, помнит забывая. Первая компьютерная поэма была написана в Германии Тео Лутцем в 1959 году. Уместно здесь будет вспомнить и такие имена, как Брайон Гайсин, Эмметт Уильямс, Дик Хиггинс, Джексон Маклоу . Совершенно новую эстетику привнес вместе со своим появлением CD-ROM, – интерактивное письмо на CD-ROM’е. Своими публикациями в CD-ROM-журнале “Alire/Doc(k)s 5” Ладислао Пабло Дьяр положил начало виртуальной поэзии (ВП): трехмерные слова парят в пространстве, складываясь во все новые и новые комбинации. Нас самих на протяжении многих лет занимает работа с заложенным в компьютер в 1983 году бесконечным сэмпл-текстом, первоначально вышедшим на экране, а теперь постоянно звучащим на наших публичных выступлениях. Компьютерная поэзия это еще и Филипп Бутц, Тибор Папп , Филипп Кастеллин . Или соавторское генерирование текста Жан-Пьером Балпа.

Усиленная память в духе “усиленного тела” Стеларка. От пассивных носителей информации (книг, печатных листов, пленок, винила) к виртуальным и активным системам.

1. In The Intermedia Essay, Something Else Newsletters, New York, 1966.

2. Timothy Leary, Digita deli, New York, Workman Publishing CO., 1984.

3. Jacques Donguy, in Art Press magazine n 255, March 2000.

4. Nicholas Zurbrugg in Electronic Arts in Australia, Continuum vol.8 no.1, Murdoch University, Australia, 1994.

5. Magazine Alire 10 – Doc(k)s 3 13-16, Poetry and Computer, with CD-ROM, Ajaccio, 1997.

Перевод Сергея Михайлова.

Предыдущий (Иде ХИНТЦЕ), Следующий (Энцо МИНАРЕЛЛИ)








На главную страницу

Теория

Теория

Дмитрий БУЛАТОВ
Дик ХИГГИНС
Кристиан ШОЛЬЦ
Валерий ШЕРСТЯНОЙ
Лэрри ВЕНДТ
Сергей БИРЮКОВ
Жан-Ив БОССЕР
Анри ШОПЕН
Михаэль ЛЕНТЦ
Дин СУЗУКИ
Арриго ЛОРА-ТОТИНО
Клаус Петер ДЕНКЕР
Герхард РЮМ
Тедди ХУЛЬТБЕРГ
Сергей СИГЕЙ
Жан-Пьер БОБИЙО
Джером РОТЕНБЕРГ
Эндре СКАРОШИ
Карла БЕРТОЛА
Стив МАККЭФЕРИ
Лоуренс АПТОН
Ры НИКОНОВА
Филаделфо МЕНЕЗЕШ
Фабио ДОКТОРОВИЧ
Иде ХИНТЦЕ
Жак ДОНГИ
Энцо МИНАРЕЛЛИ
Николас ЦУРБРУГГ
Дмитрий Александрович ПРИГОВ

Практика

Практика

Фернандо АГУЯР
Бернар АЙДСИК
Чарльз АМИРХАНЯН
Лоуренс АПТОН
Пьер-Андре АРКАН
Витторе БАРОНИ
Эрик БЕЛГАМ
Карла БЕРТОЛА
Кристиан БЁК
Жюльен БЛЭН
Уоррен БЁРТ
Сергей БИРЮКОВ
Ги БЛЕЮШ
Яап БЛОНК
Жан-Пьер БОБИЙО & Жан-Луи УШАР
Изабэлла БОЙМЕР
Жан-Франсуа БОРИ
Ларс-Гуннар БУДИН
Дмитрий БУЛАТОВ
Аня ВАЛВИЧ
Лэрри ВЕНДТ
VERBOMOTORHEAD
Альберто ВИТАККИО
Жан-Клод ГАНЬОН
Хартмут ГЕЕРКЕН
Александр ГОРНОН
Роза ГРАУ
Марк ГРЕЙ
Пол ДАТТОН
Фабио ДОКТОРОВИЧ
Жак ДОНГИ
Джас ДЮК
Памела ЗИИ
Филипп КАСТЕЛЛИН
Лииз КЕРМАНИ
KESKEN
Карлфридрих КЛАУС
Уэйн КЛЕМЕНТС
Боб КОББИНГ
Филип КОРНЕР
Ричард КОСТЕЛЯНЕЦ
Нобуо КУБОТА
Ильмар ЛААБАН
Вернер ЛАУБШЕР
Жан-Жак ЛЕБЕЛЬ
Михаэль ЛЕНТЦ
Арриго ЛОРА-ТОТИНО
Стив МАККЭФЕРИ
Джексон МАКЛОУ & Энн ТАРДОС
Крис МАНН
Ришар МАРТЕЛЬ
Филаделфо МЕНЕЗЕШ
Энцо МИНАРЕЛЛИ
Фил МИНТОН
Массимо МОРИ
Чарли МОРРОУ
Клод МЭЙЯР
Саинхо НАМЧЫЛАК
Ры НИКОНОВА
Элистер НУН
Мэгги О’САЛЛИВАН
Тибор ПАПП
Оскар ПАСТИОР
Серж ПЕЙ & Иоахим МОНТЕССУИ
Дмитрий ПРИГОВ
Сергей ПРОВОРОВ
Мирослав РАЙКОВСКИ
RE: SOUNDING
Йозеф Антон РИДЛЬ
Америко РОДРИГЕС
Джером РОТЕНБЕРГ
Джан Паоло РОФФИ
Гюнтер & Колетта РУХ
Герхард РЮМ
Ксавьер САБАТЬЕ
Марк САЗЕРЛЭНД
Род САММЕРС
Элэрик САМНЕР
Сергей СИГЕЙ
Гэри СИНГХ
Эндре СКАРОШИ
Стивен Росс СМИТ
Хэзл СМИТ
Энно СТАЛ
Аманда СТЮАРТ
Пьер ТОМА
Габор ТОТ
Тревор УИШАРТ
Лизл УЙВАРИ
Майкл Джей УЭЛЛЕР
Бартоломе ФЕРРАНДО
Питер ФИНЧ
FLATUS VOCIS TRIO
F’LOOM
Джованни ФОНТАНА
Алекс ХАМБУРГЕР
Ярл ХАММАРБЕРГ
Бренда ХАТЧИНСОН
Иде ХИНТЦЕ
Ласло ХОРТАБАДЬИ
Эллен ЦВЕЙГ
Крис ЧИИК
Валерий ШЕРСТЯНОЙ
Элке ШИППЕР
Анри ШОПЕН
Карлос ЭСТЕВЕС
Жоэль ЮБО