ENGLISH | Jaybe.ru

Предыдущий (Лоуренс АПТОН), Следующий (Филаделфо МЕНЕЗЕШ)

Ры НИКОНОВА (Россия)

Ры Никонова (р. 1942) – поэт, эссеист, художник, мэйл-артист. Автор многочисленных экспериментально-поэтических публикаций, эссе, книг. С 1965 года – издатель журнала Номер, с 1979 по 1986 год – журнала Транспонанс (совм. с Сигеем), специализирующегося на вопросах теории и практики экспериментальной поэзии. С 1991 года – издатель международного журнала визуальной поэзии и мэйл-арта Дубль (Ейск). Принимала участие в большом количестве выставок экспериментальной поэзии, мэйл-арта и рукодельных книг. Саунд-поэтические выступления проводит с 1983 года. Произведения опубликованы в ряде международных литературных изданий, о творчестве поэта вышел ряд статей исследовательского характера. Подробнее об авторе см. био-библиографические данные участника. Печатается по авторской рукописи.
© 2000 Ры Никонова, Киль.

ЗВУКОВОЙ ДОЛГ

Саунд-поэзия – пожалуй, единственная разновидность поэзии, имеющая техническую базу. Её пытается догнать видео-поэзия, но с ничтожным успехом. Саунд-поэзия же ликвидировала отставание от музыки очень просто, – присоединила все её (музыки) достижения к себе. Захват со­вершился на наших глазах и был молниеносным, растерянные “хоровые музыканты” до сих пор в недоумении, пытаются вибрировать артикуляцией, но – тщетно. Огромную роль в этом захвате сыграла визуальная поэзия, разработав всевозможные партитурные сценарии и сумев визуально (пред­варительно) омузыкалить всё, что возможно.

Саренко.
Обертину, 1988
Sarenco.
For Aubertin, 1988

Однако не всё захвачено и переварено, в частности, у поэзии нет стройных теорий (объективных), поэтические размеры – единственное, что мы имели в этой области, прогрессируют медленно, все остальные теории: серийные и аккордовые, развиваются неосознанно (в моём твор­честве это алфавитные слоги и аккордовые вертикальные архитекстуры). Общей теории нет, а соответственно нет и образования поэтического, что позволяет “спонтанным” поэтам петь об окружающем пейзаже с коэффициентом творчества, приближающимся к нулю.

Гюнтер Рух, Юрген Олбрих.
Телефонная интеракция, 1996
Gьnther Ruch, Jьrgen J. Olbrich.
Telephone interaction, 1996

Нет и системы записи поэтических текстов, хотя визуальная поэзия в этом отношении продвинулась довольно далеко: есть топографические сценарии, жестовые обозначения, вакуумная специализация (подробная).

Ры Никонова.
Говбанан, 1992-95
Rea Nikonova.
Govbanan, 1992-95

В саунд-поэзии я предложила дополнительные линии нотного стана: для цвета, для молчания, множество людей работают над приспособлением старой системы записи музыки к современным потребностям: в кластерах, абстрактных “звуках вообще”, вакуумных жанрах. Интеграционные тенденции таковы, что желание “прочитать письмо” с помощью клавиатуры рояля или выстроить текст в виде здания стали повседневностью.

Популярные певцы дохнут, как мухи, от глупости пропеваемых текстов, речитатив стал нормой (тавтологичной), и все эти недо-саунд-поэты предчувствуют надобность в поэтическом звуке (но не речи). В жизни осталось мало поэзии, она стала экзотикой и раритетом, словно своё сердце в своём теле, которое вот-вот заменят чужим – из общественных запасов.

Тревор Уишарт.
Некоторые аспекты
расширенной записи вокала, 1985
Trevor Wishart.
Some further aspects of extended
vocal technique notation, 1985

Звуков много, но они не пропущены сквозь мозг поэта. Саунд-поэзии не хватает, хотя общая звуковая культура высока. Каждый может теперь “что-нибудь” записать и даже обнародовать, но всё это похоже на вы­ступление в ресторане – для лучшего пищеварения. Даже на саунд-фестивалях в Европе поэты делают концертные поп-трюки, словно за­правские конферансье, или демонстрируют безукоризненную звуковую пар­титуру студийного характера, явно существующую “около музыки”, сами же при этом стоят столбом, демонстрируя беспомощность и, я бы сказала, ненужность на сцене.

Между тем, саунд-поэт во время выступления – это мастер на все руки: он и географ, ибо должен путешествовать по сцене (звук, истекающий из одной точки, скучен и не правдив), он и актёр, и вокалист, и музыкант (без чувства ритма и звука саунд-поэтов не бывает), он и поэт – вся масса литературы со своими отточенными, как колья, текстами стоит за саунд-поэтом и пригибает его шею к микрофону: чётче произноси нев­нятное, формируй тишину! Поэт закапывает паузы в текст, текст – в звук, а звук – в мозг. Ибо мозг – это арфа, и играть на нём надо осторожно и умело, не заглушая общим модным шумом важные и неуловимые частности, из коих шум и состоит.

Валерий Шерстяной.
Матрешка (фрагмент),
1995-96
Valeri Scherstjanoj.
Matrjoschka
(fragment), 1995-95

Кооперируясь с музыкантами (а такое в среде саунд-поэтов – не ред­кость), надо осознавать себя не “дополнительным инструментом” с человеческим тембром, а наоборот – руководителем экспедиции, знающим пути сквозь звуковое болото, музыкант должен вам некоторые звуки – потребуйте возврата этого долга – вот и всё. Визуальные и акционные эффекты важнее и могут стать равноценными партнёрами-вестниками вашей трагедии. Не рубите голову сами себе – это и неудобно, и преждевременно. Протащите молчание сквозь микрофон, словно шёлк через желудок, и длинное-длинное тире станет символом вашей поэзии.

Предыдущий (Лоуренс АПТОН), Следующий (Филаделфо МЕНЕЗЕШ)








На главную страницу

Теория

Теория

Дмитрий БУЛАТОВ
Дик ХИГГИНС
Кристиан ШОЛЬЦ
Валерий ШЕРСТЯНОЙ
Лэрри ВЕНДТ
Сергей БИРЮКОВ
Жан-Ив БОССЕР
Анри ШОПЕН
Михаэль ЛЕНТЦ
Дин СУЗУКИ
Арриго ЛОРА-ТОТИНО
Клаус Петер ДЕНКЕР
Герхард РЮМ
Тедди ХУЛЬТБЕРГ
Сергей СИГЕЙ
Жан-Пьер БОБИЙО
Джером РОТЕНБЕРГ
Эндре СКАРОШИ
Карла БЕРТОЛА
Стив МАККЭФЕРИ
Лоуренс АПТОН
Ры НИКОНОВА
Филаделфо МЕНЕЗЕШ
Фабио ДОКТОРОВИЧ
Иде ХИНТЦЕ
Жак ДОНГИ
Энцо МИНАРЕЛЛИ
Николас ЦУРБРУГГ
Дмитрий Александрович ПРИГОВ

Практика

Практика

Фернандо АГУЯР
Бернар АЙДСИК
Чарльз АМИРХАНЯН
Лоуренс АПТОН
Пьер-Андре АРКАН
Витторе БАРОНИ
Эрик БЕЛГАМ
Карла БЕРТОЛА
Кристиан БЁК
Жюльен БЛЭН
Уоррен БЁРТ
Сергей БИРЮКОВ
Ги БЛЕЮШ
Яап БЛОНК
Жан-Пьер БОБИЙО & Жан-Луи УШАР
Изабэлла БОЙМЕР
Жан-Франсуа БОРИ
Ларс-Гуннар БУДИН
Дмитрий БУЛАТОВ
Аня ВАЛВИЧ
Лэрри ВЕНДТ
VERBOMOTORHEAD
Альберто ВИТАККИО
Жан-Клод ГАНЬОН
Хартмут ГЕЕРКЕН
Александр ГОРНОН
Роза ГРАУ
Марк ГРЕЙ
Пол ДАТТОН
Фабио ДОКТОРОВИЧ
Жак ДОНГИ
Джас ДЮК
Памела ЗИИ
Филипп КАСТЕЛЛИН
Лииз КЕРМАНИ
KESKEN
Карлфридрих КЛАУС
Уэйн КЛЕМЕНТС
Боб КОББИНГ
Филип КОРНЕР
Ричард КОСТЕЛЯНЕЦ
Нобуо КУБОТА
Ильмар ЛААБАН
Вернер ЛАУБШЕР
Жан-Жак ЛЕБЕЛЬ
Михаэль ЛЕНТЦ
Арриго ЛОРА-ТОТИНО
Стив МАККЭФЕРИ
Джексон МАКЛОУ & Энн ТАРДОС
Крис МАНН
Ришар МАРТЕЛЬ
Филаделфо МЕНЕЗЕШ
Энцо МИНАРЕЛЛИ
Фил МИНТОН
Массимо МОРИ
Чарли МОРРОУ
Клод МЭЙЯР
Саинхо НАМЧЫЛАК
Ры НИКОНОВА
Элистер НУН
Мэгги О’САЛЛИВАН
Тибор ПАПП
Оскар ПАСТИОР
Серж ПЕЙ & Иоахим МОНТЕССУИ
Дмитрий ПРИГОВ
Сергей ПРОВОРОВ
Мирослав РАЙКОВСКИ
RE: SOUNDING
Йозеф Антон РИДЛЬ
Америко РОДРИГЕС
Джером РОТЕНБЕРГ
Джан Паоло РОФФИ
Гюнтер & Колетта РУХ
Герхард РЮМ
Ксавьер САБАТЬЕ
Марк САЗЕРЛЭНД
Род САММЕРС
Элэрик САМНЕР
Сергей СИГЕЙ
Гэри СИНГХ
Эндре СКАРОШИ
Стивен Росс СМИТ
Хэзл СМИТ
Энно СТАЛ
Аманда СТЮАРТ
Пьер ТОМА
Габор ТОТ
Тревор УИШАРТ
Лизл УЙВАРИ
Майкл Джей УЭЛЛЕР
Бартоломе ФЕРРАНДО
Питер ФИНЧ
FLATUS VOCIS TRIO
F’LOOM
Джованни ФОНТАНА
Алекс ХАМБУРГЕР
Ярл ХАММАРБЕРГ
Бренда ХАТЧИНСОН
Иде ХИНТЦЕ
Ласло ХОРТАБАДЬИ
Эллен ЦВЕЙГ
Крис ЧИИК
Валерий ШЕРСТЯНОЙ
Элке ШИППЕР
Анри ШОПЕН
Карлос ЭСТЕВЕС
Жоэль ЮБО