ENGLISH | Jaybe.ru

Предыдущий (Карла БЕРТОЛА), Следующий (Лоуренс АПТОН)

Стив МАККЭФЕРИ (Канада)

Стив Маккэфери (р. 1947) – поэт, художник, критик, эссеист, издатель. Профессор на кафедре английского языка Университета Йорка (Торонто). Автор многочисленных книг поэзии, беллетристики, критико-литературных и экспериментально-поэтических изданий. Входил в состав саунд-поэтического ансамбля TheFour Horsemen, ключевого явления канадской сонорной поэзии, во многом определившего развитие этого жанра в Северной Америке. Читал лекции по современной литературе и искусству в различных университетах Канады, США, Великобритании, Испания и др. Лауреат различных премий и наград в области литературы. Подробнее об авторе см. био-библиографические данные участника. Печатается по авторской рукописи. © 2000 Стив Маккэфери, Торонто.

ЗВУКОВАЯ ПОЭЗИЯ ДВАДЦАТОГО ВЕКА В КАНАДЕ

В отличие от истории устного творчества коренных народностей Канады, богатой на различные акустико-поэтические формы (традиционные приемы индивидуального и коллективного пения, заклинания, инуитская горловая поэзия Крайнего Севера и Арктики и т.д.), канадская саунд-поэзия является относительно молодым явлением. Одним из первых, кто обратился к пересмотру и своеобразной ревизии сюрреалистических теорий, был основатель монреальской группы “автоматистов” Клод Говро, который манифестировал своей практической и теоретической деятельностью (как подчеркивал Пьер Реверди) радикальный отказ от размещения сюрреалистического образа в изобразительной среде. Развивая альтернативную теорию ритмики и “экспериментально-исследовательской” образности через использование определенных речевых фигур, Говро пришел к своеобразной форме заумно-автоматического письма, “поэзии желания”, впоследствии получившей известность под названием “explorienne”. Эту поэтическую практику, которая нашла свое наиболее полное и яркое воплощение в произведении “Вопиющие на Луне” (“Jappements a la Lune”), – заключительный стих начинается следующим образом: “ghederassan omniomnemm wakkule orod zdhal”, – можно соотнести с известными концепциями Арто и фонетической поэзией дадаистов. Произведения и теории Говро имели в свое время достаточно большое влияние в Квебеке, что, в частности, можно заметить на примере некоторых сочинений Рауля Дюгей.

Англоязычная канадская звуковая поэзия возникла в середине шестидесятых годов в произведениях б.п. Никола, Билла Биссета и, несколько позднее, в работах Дэвида УУ (Дэвид В. Харрис). Находясь под большим влиянием народной песенной традиции, эти авторы в своих акустических работах изначально пытались озвучить собственные визуально-типографические эксперименты. Одновременно с этим, Никол предпринял и первую попытку исследования в области электроакустических эффектов (акцентировав вариативность обратной связи, связи между звуком и возможностями его обработки), опубликовав долгоиграющий альбом “Материнская любовь” (“Motherlove”). Однако самостоятельный интерес Никола к подобным формам технологически порожденной, обработанной и искусственно репрезентируемой звуковой поэзии не получил своего дальнейшего развития.

Стив Маккэфери & bp Никол.
Отвергнутый текст для
“Шести текстов Глазго”, 70-е годы
Steve McCaffery & bp Nichol.
Discarded text for
“Six Glasgow Texts”, 70s

В 1970 году Никол и Стив Маккэфери совместно с Полом Даттоном и Рафаэлем Баррето-Ривера образовали первый канадский ансамбль саунд-поэзии “Четыре наездника” (“The Four Horsemen”, Торонто, 1970-89 г.г.), ориентированный в своих выступлениях на звуковые формы симультанного чтения. Их произведения, всегда исполняемые в реальном времени, являлись в определенной степени исследованием спонтанной коллективной коммуникации, – исследованием, конституирующим поэму-в-развитии через наличие некой процессуальной общности, в которой малейшее изменение биоэмоциональных состояний структурировало и определяло последующее развитие импровизации. В этом отношении творчество “The Four Horsemen” наглядно иллюстрирует известное суждение Чарльза Олсона и Роберта Крили о том, что “форма – это не более, чем развитие содержания”. Сознательно культивируемая на основе знаменитого положения Тцара – “мысль рождается на устах”, – поэтика “The Four Horsemen” формировалась вокруг решения двойной задачи телеологического свойства: создании поэзии спонтанного действия, основанной на парадигме принципиальной неповторяемости (что являлось анти-технологической компонентой), и рассмотрении формы “поэмы” как неспровоцированного ускользающего единства. Замена фигуры традиционного автора многослойным комплексным конструированием обернулась порождением особого рода выступлений, чьи пульсирующие силовые линии ускользали от прямых и жестких значений и ритмов обыденности. Автор здесь устранялся из процесса порождения смысла в результате введения иной мотивационной конструкции “агент/поэты”, функционирующей в виде набора взаимосвязанных “передающих” устройств. Несмотря на видимое присутствие и в некоторой степени избыточную мануальность (через воздействие ритма и энергии), выступления группы находились вне системы ожидания слушателя, являясь в качестве внеязыкового канала, проводника невербализуемых реальностей или состояний. Изначально оказываясь скорее во власти действия механизмов потребления, нежели воспроизведения орального, они в своих публичных вокальных перформансах совершали прорыв через слово-присутствие из системы пред-заданных и устоявшихся значений.

“Четыре Наездника”
(1970-89): bp Никол,
Стив Маккэфери,
Пол Даттон,
Рафаэль Баретто-Ривера,
70-е годы
The Four Horsemen
(1970-89): bp Nichol,
Steve McCaffery,
Paul Dutton,
Rafael Baretto-Rivera, 70s

После прекращения существования группы “The Four Horsemen”, саунд-поэтическая работа была продолжена на уровне индивидуальных проектов Пола Даттона и Стива Маккэфери. Произведения Даттона зачастую принимают форму либо свободного импровизированного выступления (как в серии “Блуждания” (“Imps rove”)), либо тщательно структурированного аудиопространства, включающего ритмический, фонемный и семантико-минималистический абрис. В его вокальных работах саунд-поэтического плана сильный волевой аспект порождения произведения неизменно пересекается со случайными, непредсказуемыми порывами. В целом творчеству Пола Даттона свойственна отменная музыкальная чувственность, ведущая свое начало от блюза, религиозных песен афро-американцев и общемировых фольклорных традиций. Это сближение музыкальных и литературных устремлений, в свою очередь, недавно привело его к началу сотрудничества с музыкантами-инструменталистами.

“Owen Sound”: Стивен Смит,
Дэвид Пенхейл, Ричард Трула,
Майкл Дин, 70-е годы
Owen Sound: Steven Smith,
David Penhale, Richard Truhlar
and Michael Dean, 70s

С момента распада группы “The Four Horsemen” деятельность Маккэфери в области саунд-поэзии носит единичный и спорадический характер. Так, в произведении регламентированно-процессуального рода “Белые страницы” (“White Pages”, 1990 г.), текст представляет собой перечисление первых трех букв имен, стоящих в оглавлении всех столбцов телефонного справочника Торонто. Это произведение в свое время задумывалось им, с одной стороны, в качестве исследования, альтернативного сложившемуся типу импровизации, а с другой – как крупномасштабная соно-ритмическая структура в духе швиттеровской “Ursonate”. В другой работе, саунд-поэтической пьесе “Трансформация Бейкера” (“The Baker Transformation”, 1996 г.), Маккэфери применяет к сонету Шекспира метод случайных чисел с целью его выведения в более уравновешенное состояние звукописьма, определяемое текстуальными элементами сонета – гласными, согласными, пунктуацией и т.д.

 Второй саунд-поэтический коллектив возник в Торонто спустя несколько лет после образования “The Four Horsemen”. Группа “Owen Sound”, объединившая собой поэтов Стивена Смита , Дэвида Пенхейла, Ричарда Трула и Майкла Дина, уделяла большое внимание разработке различных межвидовых аспектов художественной деятельности (чем ранее уже занимались “The Horsemen”), возникавших на пересечении перформанса, театра, музыки и соно-поэтики. На фоне индивидуального творчества участников группы особенно выделяются сольные работы Ричарда Трула, тонко нюансированные и осуществленные им в сложном электронном сопровождении.

Ряд авторов, стоящих несколько в стороне по отношению к торонтской саунд-поэтической сцене 70-х годов, включает в себя несколько фигур. Фред Гэйсик в своей поэтической практике (“Тестовые образцы” (“Test Patterns”, 1977 г.) сочетает регулярный текст и вокальные импровизации с электронно-акустической музыкой. Другой автор, Пен Кемп, выстраивает иронично-шутливые и утонченные тексто-музыкальные композиции вокруг простых слов и фраз, которые периодически им исполняются в сопровождении фортепиано. Карл Юргенс, редактор и издатель поэтического журнала “Rampike”, время от времени принимает участие как в выступлениях вокально-экстремального характера (например, “Прямые рейсы” (“Direct Flights”, 1981 г.), так и в более опосредованных наличием электроакустики поэтических перформансах.

OWEN SOUND.
Партитура перформанса,
70-е годы
OWEN SOUND.
A score for the performance, 70s

В 90-е годы в Торонто возникло новое поколение “сонософов”. Подобно пионерам сонорно-поэтического жанра Биссету и Николу, интерес Стивена Кейна к саунд-поэзии берет свое начало в визуальной и конкретной литературе. Автор, обыгрывая на уровне смысловых единиц языка возможности партитурных доработок, в частности, в поэмах “Гранат для Виктора Шкловского” (“Pome for Victor Shklovsky”) и “Носорог” (“Rhinoceros”) создает тонкие звуковые образования из дополнительных групп букв, в которых порой просматриваются узнаваемые слова. Акустические перформансы Кристиана Бёка представляют собой напряженный сплав семантических и довербальных аранжировок, достигаемый посредством жесткого ограничения формы и воспроизведения Oulimpian-стиля. “Eunoia” Бёка является серийным мимико-грамматическим произведением, которое при его вокальном исполнении обнажает борьбу звука и смысла, порождая сложные взаимоотношения интеллекта и нерефлексируемого “нутра”.

В саунд-поэтических работах дуэта Марка Сазерлэнда с Нобуо Кубота достигается предельное утончение внутренней игры тишины и звуковых прорисовок, дополняемое широким вокальным диапазоном и мощным энергетическим посылом саунд-артистов. Аналогичное в своей органике сотрудничество между поэтами возникло в 70-х годах в творчестве дуэта “ Re:Sounding (Стивен Скоби и Дуглас Барбер ), характеризующегося специфической авторской проработкой фонетического материала и текстовых образований при исполнении собственных произведений. Нынешнее сотрудничество Стива Маккэфери с поэтом Шоном О’Уигин и композитором-электронщиком Энн Саузм привело к созданию лабораторных тексто-звуковых симуляций, записанных с помощью речевых синтезаторов, многоскоростной записи, параллельной циклизации, и не предназначенных для живого исполнения.

Марк Сазерлэнд.
Четыре возможных
саунд-поэмы, 1999
W. Mark Sutherland.
4 Possible Sound Poems, 1999

Появление в середине 90-х годов ванкуверской группы Verbomotorhead (Алекс Фергюсон, Кедрик Джеймс, Дони Скоб, Марк Плимли и Дэвид Стивенс) существенно расширило представления о живом саунд-поэтическом исполнении, сложившимся со времен “The Four Horsemen”. Помимо своеобразных вокальных обработок, этот коллектив привнес в свои композиции электроакустическое сопровождение. Нельзя не вспомнить в этой связи возникшую в 80-х годах поэтическую группу “First Draft” (Сьюзен Макмастер, Колин Мортон и Эндрю Макклюр), чьи коллективные выступления можно охарактеризовать как балансирование на стыке слова и музыки.

Подводя итог сказанному, отметим, что в англоязычной части Канады не уделялось достаточного внимания исследованиям возможностей управления и технологической обработки голоса. Предпочтение саунд-поэтов, в первую очередь, отдавалось живому акустическому перформансу и коллективным выступлениям, подчеркиванию и акцентированной подаче мимолетных звуковых эффектов, столь характерных для real-time-исполнения. Однако наряду с их очевидным дадаистским происхождением, такого рода практики, исполненные символических затрат и расходов, уже невозможно рассматривать без отрыва от теории общей экономии, имеется в виду – экономии неизбежных потерь, разработанной Жоржем Батаем.

Пьер-Андре Аркан.
Поэма-партитура, 1997
Pierre-Andre Arcand.
Poem-score, 1997

Во франко-говорящей провинции Канады – Квебеке – наиболее существенным и подвижным местом региона является его столица – Квебек-сити. Среди обосновавшихся в двух артистических центрах “LeLieu” и “Obscure” художников, которые действуют на пересечении современных медийных жанров, можно отметить ряд авторов, разработавших собственную уникальную стилистику тексто-звуковых композиций. Наиболее выдающимися практиками в этой области является Алан-Мартин Ришар, Пьер-Андре Аркан , Жан-Ив Фреше и Ришар Мартель , которые помимо индивидуальных проектов, периодически объединяются и для проведения коллективных концертов. Их выступления, являющиеся едиными, синкретическими событиями, органично сочетают в себе элементы перформанса, электроакустическое манипулирование человеческим голосом, словами и фонемами с энергетическим посылом акционной поэзии. Возможно, наиболее значительным тексто-звуковым композитором является Пьер-Андре Аркан, чьи ранние работы в аудиопоэзии были обусловлены стремлением преодолеть бинарность жанровых ограничений, определяемых, с одной стороны – линейностью, а с другой – цикличностью. Склонность к подобному формальному остранению привела автора к экспериментам с интерактивной записью на основе использования магнитофонных петель, а также их объединению с голосом в живом исполнении без потери глубинно-органической фактуры звука. В свое время Аркан разработал целый ряд физио-сонических техник, в частности таких, как изменение направления потока воздуха во время исполнения саунд-поэмы, что в свою очередь, помогает в извлечении горловых, щечных и грудных резонирующих звуков. Относительно недавно он изобрел собственный метод фиксации и воспроизведения звуковых нюансов “письменной” речи с использованием обыкновенного микрофона. В его “Le livre sonore” в качестве книги используется металлический ящик, заполненный текстовым коллажом. На крышке этого ящика располагается микрофон, которым, как при письме карандашом или ручкой, автор извлекает звуки, изменяющиеся и усиливающиеся в ходе представления с помощью блока эффектов. Таким образом, отношения между письмом и звуком в “Le livre sonore” Пьера-Андре Аркана доводятся до наивысшей степени философской конфронтации.

Брайан Нэш. Н-стена,
видеоинсталляция, 1994
Brian Nash. H-Wall,
video installation, 1994

Традиции англоязычной саунд-поэзии в Квебеке гораздо менее укоренены и инспирированы дадаистско-сюрреалистическим наследием, нежели у их франко-говорящих коллег. В конце 1974 года монреальские поэты Стивен Мориси и Пат Уолш – пара дзен-буддистов, вдохновленных музыкальными экспериментами “случайных звуков” Джона Кейджа – наладили выпуск литературно-художественного обозрения “Cold Mountain Review”, взяв для него название из поэмы Хан-шана, одного из классиков дзен-литературы династии Танг. Несмотря на то, что произведения Мориси и Уолш были решены на вербальном уровне, очевидный акцент этих авторов на случайность в порождении текста и симультанное чтение привел их к созданию работ с разноплановой и прозрачно-неуловимой текстурой. Обозрение “Cold Mountain Review”, в принципе, не единственный представитель англоязычной саунд-поэзии в Монреале. Однако характерной особенностью других, “непозиционированных” представителей, является отсутствие у них более или менее внятного теоретического дискурса и возможностей воплощения теории в полноценные отношения между сформулированными положениями и теми, кто ими пользуется в саунд-поэтической практике. Причастность этих авторов к звуковой литературе ограничивается лишь рассмотрением с их стороны некоторых саунд-элементов как дополнительного нюанса к более традиционным приемам поэтической деятельности. Кен Норрис, Эндрю Фаркас, Том Конивс, Клаудиа Лэп и Ричард Соммер периодически используют в своих выступлениях тексто-звуковые композиции именно в таком, факультативном варианте, и если Лэп и Соммер много экспериментируют с песенными формами и повторами, то у Конивса звук становится заурядной составной частью его перформансов и видео-поэтических программ.

Перевод Александра Уланова.

Предыдущий (Карла БЕРТОЛА), Следующий (Лоуренс АПТОН)








На главную страницу

Теория

Теория

Дмитрий БУЛАТОВ
Дик ХИГГИНС
Кристиан ШОЛЬЦ
Валерий ШЕРСТЯНОЙ
Лэрри ВЕНДТ
Сергей БИРЮКОВ
Жан-Ив БОССЕР
Анри ШОПЕН
Михаэль ЛЕНТЦ
Дин СУЗУКИ
Арриго ЛОРА-ТОТИНО
Клаус Петер ДЕНКЕР
Герхард РЮМ
Тедди ХУЛЬТБЕРГ
Сергей СИГЕЙ
Жан-Пьер БОБИЙО
Джером РОТЕНБЕРГ
Эндре СКАРОШИ
Карла БЕРТОЛА
Стив МАККЭФЕРИ
Лоуренс АПТОН
Ры НИКОНОВА
Филаделфо МЕНЕЗЕШ
Фабио ДОКТОРОВИЧ
Иде ХИНТЦЕ
Жак ДОНГИ
Энцо МИНАРЕЛЛИ
Николас ЦУРБРУГГ
Дмитрий Александрович ПРИГОВ

Практика

Практика

Фернандо АГУЯР
Бернар АЙДСИК
Чарльз АМИРХАНЯН
Лоуренс АПТОН
Пьер-Андре АРКАН
Витторе БАРОНИ
Эрик БЕЛГАМ
Карла БЕРТОЛА
Кристиан БЁК
Жюльен БЛЭН
Уоррен БЁРТ
Сергей БИРЮКОВ
Ги БЛЕЮШ
Яап БЛОНК
Жан-Пьер БОБИЙО & Жан-Луи УШАР
Изабэлла БОЙМЕР
Жан-Франсуа БОРИ
Ларс-Гуннар БУДИН
Дмитрий БУЛАТОВ
Аня ВАЛВИЧ
Лэрри ВЕНДТ
VERBOMOTORHEAD
Альберто ВИТАККИО
Жан-Клод ГАНЬОН
Хартмут ГЕЕРКЕН
Александр ГОРНОН
Роза ГРАУ
Марк ГРЕЙ
Пол ДАТТОН
Фабио ДОКТОРОВИЧ
Жак ДОНГИ
Джас ДЮК
Памела ЗИИ
Филипп КАСТЕЛЛИН
Лииз КЕРМАНИ
KESKEN
Карлфридрих КЛАУС
Уэйн КЛЕМЕНТС
Боб КОББИНГ
Филип КОРНЕР
Ричард КОСТЕЛЯНЕЦ
Нобуо КУБОТА
Ильмар ЛААБАН
Вернер ЛАУБШЕР
Жан-Жак ЛЕБЕЛЬ
Михаэль ЛЕНТЦ
Арриго ЛОРА-ТОТИНО
Стив МАККЭФЕРИ
Джексон МАКЛОУ & Энн ТАРДОС
Крис МАНН
Ришар МАРТЕЛЬ
Филаделфо МЕНЕЗЕШ
Энцо МИНАРЕЛЛИ
Фил МИНТОН
Массимо МОРИ
Чарли МОРРОУ
Клод МЭЙЯР
Саинхо НАМЧЫЛАК
Ры НИКОНОВА
Элистер НУН
Мэгги О’САЛЛИВАН
Тибор ПАПП
Оскар ПАСТИОР
Серж ПЕЙ & Иоахим МОНТЕССУИ
Дмитрий ПРИГОВ
Сергей ПРОВОРОВ
Мирослав РАЙКОВСКИ
RE: SOUNDING
Йозеф Антон РИДЛЬ
Америко РОДРИГЕС
Джером РОТЕНБЕРГ
Джан Паоло РОФФИ
Гюнтер & Колетта РУХ
Герхард РЮМ
Ксавьер САБАТЬЕ
Марк САЗЕРЛЭНД
Род САММЕРС
Элэрик САМНЕР
Сергей СИГЕЙ
Гэри СИНГХ
Эндре СКАРОШИ
Стивен Росс СМИТ
Хэзл СМИТ
Энно СТАЛ
Аманда СТЮАРТ
Пьер ТОМА
Габор ТОТ
Тревор УИШАРТ
Лизл УЙВАРИ
Майкл Джей УЭЛЛЕР
Бартоломе ФЕРРАНДО
Питер ФИНЧ
FLATUS VOCIS TRIO
F’LOOM
Джованни ФОНТАНА
Алекс ХАМБУРГЕР
Ярл ХАММАРБЕРГ
Бренда ХАТЧИНСОН
Иде ХИНТЦЕ
Ласло ХОРТАБАДЬИ
Эллен ЦВЕЙГ
Крис ЧИИК
Валерий ШЕРСТЯНОЙ
Элке ШИППЕР
Анри ШОПЕН
Карлос ЭСТЕВЕС
Жоэль ЮБО