ENGLISH | Jaybe.ru

Предыдущий (Эндре СКАРОШИ), Следующий (Стив МАККЭФЕРИ)

Карла БЕРТОЛА (Италия)

Карла Бертола (р. 1935) – поэт, перформер, издатель. Автор многочисленных публикаций в различных литературно-художественных журналах, сборниках, каталогах, а также международных изданиях антологического характера. В 1978 году наладила (совм. с А. Витаккио ) выпуск международного журнала Offerta Speciale, посвященного вопросам визуальной и экспериментальной поэзии. Также выпускает периодические альманахи саунд-поэзии Pate De Voix. Провела более двадцати персональных выставок визуальной поэзии и бук-арта, с 1981 года принимала участие в большом количестве международных коллективных выставок визуальной и экспериментальной поэзии. Подробнее об авторе см. био-библиографические данные участника . Печатается по авторской рукописи. © 2000 Карла Бертола, Турин.

MULIER SONORA

С некоторых пор я собираю информацию о женщинах, занимавшихся в Италии начиная с семидесятых годов фонетической и саунд-поэзией. Моя цель – не написать отдельную историю, а только подчеркнуть масштаб этих фигур в общекультурном контексте. Кому-нибудь может показаться, будто их ценность разумеется сама собой; однако должна заметить обратное: историю какого бы направления искусства не писали, из нее неизбежным образом выпадают более скромные, в смысле – не столь пробивные, пусть и неоспоримо значимые имена. Поэтому, или еще почему-либо, из исторической памяти выпадают и женские имена.

Так вот, пусть мое короткое эссе послужит своеобразной “памяткой” от “А до... Я” тому, кого оно подвигнет на более глубокое исследование.

“А” – Лючана Арбиццани. Она увлеклась фонетической и визуальной поэзией в начале 70-х и умерла еще молодой в 1991 году. Грусть от ее раннего ухода усиливается осознанием того печального факта, что после смерти творчество Лючаны оказалось забыто практически всеми, за исключением самого близкого круга друзей, от которых я надеюсь узнать о ней как можно больше. Пока же ограничусь изложением хода событий, известных мне на сегодняшний день.

В собрании “Baobab” (выпуски фонетической поэзии под редакцией Адриано Спатолы) в конце 70-х годов на кассете вышел ее монографический сборник “Transuraniche”, название которого было вынесено позже на обложку партитурных текстов, опубликованных в коллекции “Tam Tam” (№ 28А 1981). Другие сборники партитур, увидевшие свет с 72-го по 82-й годы, были такого же плана и представляли собой документацию ее саунд-визуальных перформансов: “In Parti Uguali” 1972, “Argille d’esistenza” 1975, “Che la goccia sia sferica” 1979 (издания Geiger ed.). Свои визуальные композиции Лючана Арбиццани часто переписывала в глубоко выразительной живописной технике, что позволяло ей создавать очень интересные крупномасштабные полотна. В многочисленных перформансах комнату обволакивали слайдовые проекции ее работ, смешиваясь со звуком ее голоса, и иногда к ним добавлялся элемент танца в исполнении профессиональных танцовщиков, заранее “проинструктированных” автором. “Horus per Eva” – еще одна ее композиция, оставшаяся в записи. Работы Лючаны можно услышать на кассете “Pate de Voix” № 1 (‘85), а сама она участвовала в чтениях “Poetecne‘88”, организованных редакцией “Offerta Speciale”, и была постоянным автором этого журнала. В 1985 году в Ферраре в “Sala Polivalente” она организовала и провела вечерний концерт-перформанс с весьма показательным названием “fragMENts and WOMEN” (Арбиццани, Бертола и Никола Франжионе). Вся ее творческая жизнь прошла главным образом в Ферраре, где она была центром общения и встреч таких же молодых художников. При ее деятельном участии также организовывались и проходили различные события и в других городах Италии. Это художник, которого мы не должны забыть.

“Б” – Бертола, да, немного о себе. Я родилась в 1935 году – и заявляю это принципиально; большинство женщин утаивает в биографиях дату своего рождения, а без нее, как правило, достаточно сложно судить о творческой эволюции художника. Первые мои поэтические публикации относятся к шестидесятым годам, и тогда же я с головой ушла в исследования, которые привели меня сначала к визуальной, а затем, в начале 80-х, к саунд-поэзии и перформансам в жанре “poesiteatro”. С тех пор написано немало текстов, проведено показов и чтений, которые мне удалось осуществить в самых разных городах и странах – Франция, Ирландия, Германия, Мексика, Бразилия, Куба. Очень часто в создании и постановке этих перформансов принимал участие Альберто Витаккио , и такое “П-арт-нерство” представляется мне особенно любопытным именно в саунд-поэзии. Естественным образом я культивирую в себе женскую природу творчества и огромную долю внимания уделяю писателям-женщинам. Уже долгие годы я являюсь активисткой женского футуризма, а в настоящее время – женской саунд-поэзии. Мои тексты есть в аудиожурналах “Review” (‘85/’86, Париж), “Lepre Electric II” (‘86), “Lautpoesie” (‘87/’88, Германия), “Baobab № 18&21” (‘90/’91, Италия) и многих других, включая сборники “Pate de Voix” (см. биографию).

Лючана Арбиццани.
Партитура, 1985
Luciana Arbizzani.
Partitura, 1985

В любом случае на “Б” нам не миновать – Томазо Бинга, римскую художницу, взявшую себе это мужское имя в семидесятые годы, хотя ее можно звать и Бианкой Менна. С 1974 года она руководит в Риме Культурной Ассоциацией “Lavatoio Contumaciale”, в рамках деятельности которой Бинга было организовано великое множество различных мероприятий в области мультимедийной и саунд-поэзии. Воплощая свою главную идею поэтического союза визуального, звукового и жестового начал, Томазо Бинга вот уже около тридцати лет работает в области вербо-визуального письма и саунд-поэзии. У нее за плечами масса арт-событий и фестивалей в Италии, а также в Вене, Париже, Лионе, Мадриде, Нью-Йорке и, кроме того, в Аргентине, Австралии, Бразилии; да и сейчас энергии ей не занимать. Меня восхищает ее поразительный дар обращаться со своим голосом и телом таким образом, что на протяжении каждого выступления мы невольно оказываемся втянутыми в скрытую авторскую игру иронии и юмора. Ее поэтические тексты опубликованы во многих книгах.

“В” – Патриция Вичинелли родилась в Болонье в 1943 году и тоже, увы, как Лючана Арбиццани, умерла в 1991. На протяжении шестидесятых годов Вичинелли работает в области экспериментального театра с Эмилио Виллой, вращается в городских поэтических кругах, публикует первые тексты в журнале “EX”. Она заводит контакты и знакомится с влиятельными людьми, среди которых Адриано Спатола, в 1966 году вступает в “Gruppo ‘63”, и тогда же с большим успехом выступает на Литературных встречах Группы – издатель Роберто Ларичи решает сделать первую запись ее саунд-поэзии, которая выйдет в свет в приложении журнала “Marcatre”. На следующий год Ларичи печатает ее книгу “a, a, A”. В тот же самый период Патриция Вичинелли переезжает в Рим, где продолжает писать и снимается в ряде авангардных фильмов. Позднее она будет работать над созданием визуальной поэмы “Apology of schizoid women”, которая увидит свет в выпусках “Tau/ma” (‘79). В дальнейшем она опубликует и другие свои книги; сейчас, после ухода Патриции, готовится к печати полное собрание ее произведений. Патриция Вичинелли была участником многих международных выставок визуальной поэзии и широко печаталась в антологиях и журналах. Она устраивала чтения и проводила перформансы на различных поэтических фестивалях, в том числе на: “Poliphonix 5” (Милан, ‘83), “1st Festival International de Cogolin” (Коголен, ‘84), “Parma Festival” (Парма, ‘82-‘84), “Festival Internazionale dei Poeti” (Рим, ‘82), “Milano Poesia” (Милан, ‘84-‘85), “Poesie Sonore” (Женева, ‘85), “Canary Festival’86”, “Poliphonix Roma” (Рим, ‘89), “Spoleto Festival’89”. Много публиковалась, в том числе в антологиях саунд-поэзии –“Futura” (Крампс, ‘78), “Baobab” (##11/18/19). Сейчас работа Джанни Кастаньоли по изданию ее полного собрания уже близится к завершению, так что творчество Патриции скоро можно будет оценить в полном объеме.

Гуидо Савио.
Паранойя, 1982
Guido Savio.
Paranoia, 1982

“Г” – прямо как Милли Граффи – пока ждала от нее полную документацию, обнаружила краткую биографию в каталоге “Milano-Poesia ‘85”. Она родилась в 1940 году, в поэзии начинает работать с языковых экспериментов: играет со словами, помня о Кэрролле и футуристах, изменяет их и выдумывает новые, устраивает перформансы в городах и весях. Регулярно участвует в творческих встречах и фестивалях за рубежом. В 79-м она в издательстве Geiger ed. выпускает книжку “Mille graffi e venti poesie” и, позже, другие стихи и эссе. С 1982 года Милли Граффи ведет обзор саунд-поэзии в журнале “Il Verri” и в настоящее время является членом его правления.

Федерика Манфредини.
Gno-si, 1985
Federica Manfredini.
Gno-si, 1985

Дошли до “М” – и до Федерики Манфредини. Она родилась в Ферраре и была закадычной подругой Лючаны Арбиццани. Она умерла следом за ней, в августе 1997 года, путешествуя по Австралии. Первые вербовизуальные и фонетические опыты Федерики, увидевшие свет в восьмидесятые годы, обнаруживают под собой ее упорное стремление к работе над “объединением-дезинтеграцией” слов, дабы в игровой форме освежить различные представления о невербальной сути через понимание того, что и слово может лукавить, а шутка порой встревает в драму. Она испробовала себя в различных художественных формах, красила и лепила, сберегая в материале первичную поэтику своих текстов. Она “сработала” большое количество объектных книг, которые одновременно умудрилась преобразовать в саунд-перформансы. С 1982 по 1987 годы Федерика Манфредини сделала много записей собственных сонорных поэм. Ее работы включены в различные международные антологии экспериментальной поэзии, в т.ч. “Audio” (Стокгольм, ’83), “Audio Child” (Амстердам, ’83), “3Vtre № 6” (Ченто, ’84), “Poesia Sonora Italiana” (“Baobab”, ’92), “Post Sound” (Корк, ’93), “Pate de Voix” (## 7-8 (целая кассета), # 9, Турин, ‘92/’97/’98) и других. С начала восьмидесятых и по июнь 97-го она представила на суд публики большое количество авторских выступлений и перформансов. Федерика всегда была непременным участником всего, что затевал журнал “Offerta Speciale”, предоставляла материалы для публикаций и выставок, которые мы организовывали, например – “Rendez-vouz” в Виллорбе в 89-м, в Турине для “Poetecne” в 88-м и для “Zenit” в 91-м, в Кьери и Кастелламонте в 95-м. Она была искренне расположена к творчеству других женщин, к изучению их роли в истории литературы и изобразительного искусства. Более полный отчет о жизни Федерики Манфредини в искусстве готовится сейчас при неоценимой поддержке ее семьи. Впечатление от ее перформансов усиливала абсолютная непосредственность Федерики, которая, привлекая всеобщее внимание, создавала мощное эмоциональное напряжение и таким образом “посвящала” публику в свой художественный язык. Она участвовала в различных мэйл-артистских и визуально-поэтических проектах, а в 1998 году Пит Спенс организовал в Австралии в ее честь выставку “Homage to Federica”, на которой были представлены работы многих мэйл-артистов мира.

Джулия Никколаи.
Псевдопартитура, 1984
Giulia Niccolai.
Pseudoscore, 1984

“Н” – безусловно, для Джулии Никколаи – пожалуй, одной из самых важных фигур в визуальной и саунд-поэзии в период с 1970 по 84-й – год, когда она решила оставить эту область творчества и посвятить себя научной работе. Родилась она в Милане в 1934 году и сначала занималась фотографией (1952-64), но затем перешла к линейной, фонетической и визуальной поэзии. В семидесятые, в золотой век итальянской и зарубежной визуальной и саунд-поэзии, ни одно из важнейших международных событий не прошло без ее участия, – она всегда была рядом с Адриано Спатолой, Арриго Лора-Тотино , Томазо Бинга, Жюльеном Блэном , Мишель Метайл, Бернаром Айдсиком и многими другими известнейшими поэтами. Долгие годы она сотрудничала со Спатолой в его издательских и художественных проектах. С 1979 года Джулию стали часто приглашать в США. В 78-м она выступала в Австралии в Сиднейском Университете, в 79-м – в Амстердаме, в 1980 году с “tournee des poetes sonores” гастролировала по городам Франции и затем, в 84-м приняла участие в Коголенском Фестивале, а до этого, в 1983 году, еще появилась с “Polyphonix USA” на поэтических встречах в ряде американских городов. Она выпустила несколько книг визуальной поэзии, ее работы опубликованы во многих международных журналах и антологиях. Среди множества других ее записи выпускал, начиная с 1978 года, журнал “Baobab” – ##1/2/3/4/11/18.

На “С” – обнаружим Анну Санторо, играющую далеко не последнюю роль в культурной жизни Неаполя. Она создавала и продолжает создавать произведения фонетической поэзии, печатавшиеся на одних страницах с работами Спатолы в “Tam Tam” и “Baobab” и не раз представленные в различных национальных антологиях. Она также принимала участие в поэтических чтениях и выступлениях 80-х и присутствовала в 86-м году на “Riverrun” в Турине. Впоследствии в печати появились ее романы, о ее же фонетической поэзии в последнее время я не слышала ничего нового.

Томазо Бинга.
“S”, 1978
Tomaso Binga.
“S”, 1978

Еще на “С” – Луиза Сакс (псевдоним), представительница следующего и не столь многочисленного поколения итальянских саунд-поэтов (обоих полов). Она родилась в Милане в 1956 году и конце 70-х начинала музыкантом, играя на саксофоне в женской панк-рок-группе, лишь позже почувствовав интерес к саунд-поэзии. В конце 80-х годов ее приглашают на коллективные выступления с другими поэтами (Зоси, Пасотелли, Лора-Тотино), а затем, “наконец-то!” –воскликнула она, ее ждет знакомство с Бинга и Бертола, женщинами-поэтами, в которых она находит родственные души. Работы Луизы построены на иронии, провокации, порой даже оскорбительных выходках. В 1988 году она принимала участие в “Poetecne” в Турине, и потом не однажды приглашалась на различные поэтические события, в том числе – на фестиваль “Yesbe Poetry” 97-го года в Болонье. В последнее время она занялась еще и видео-поэзией, успев уже получить признание на многих итальянских фестивалях. Некоторые из ее саунд-поэм вошли в антологии “Baobab” ##21 и 25, а ее тексты опубликованы в журналах “Offerta Speciale” и “Linus”. Она согласна со мной в том, что женщина в поэзии – явление куда более занятное, нежели мужчина, однако об этом как-нибудь потом.

Также на “С” – Эуджениа Серафини (псевдоним Марипоза), художник, позднее – отчетливый перформер, на протяжении 80-х годов занимающийся мультимедийной контаминацией Знака и исследованием его взаимоотношений с Универсумом; ее активность помимо прочего также находит воплощение в форме визуальной поэзии и бук-арте. Многие перформансы Эуджении Серафини проходят под общим названием “Canti di Cantastorie”, и в них, на мой взгляд, больше акционной, нежели саунд-поэзии. Она публиковалась в разных журналах, в том числе и в выпускаемых нашей редакцией.

На “Т” у нас – Ромолина Трентини, тоже из Феррары и тоже из “школы Арбиццани”, под чьей опекой она в 80-м году сделала свои первые шаги в визуальной и саунд-поэзии, сразу обнаружив интереснейшие черты собственного пути, с которого она свернула (надеюсь, временно) к началу 90-х, чтобы целиком и небезуспешно уйти в живопись. В 86-ом Ромолина Трентини участвовала в нашем туринском проекте “Riverrun” с видеопоэмой, первый раз которую показала на встрече 1985 года в “Rocca Stellata”. С 1981 в нескольких городах прошли ее перформансы, имеющие отношение к сделанному в визуальной и саунд-поэзии. Отдельные саунд-поэмы Ромолины есть в “Read&Mail” #0 и в “Pate” #1 (оба – приложения “Offerta Speciale”), она и до сих пор продолжает сотрудничать с нашим журналом.

Лючано Ори.
Любовь к болезни, 1971
Luciano Ori.
Amore и virus, 1971

На этом мой список окончен, но далеко не завершен – потому что, с одной стороны, некоторые из женщин-поэтов не прислали на мой запрос своего послужного списка, и мне пришлось собирать информацию с миру по нитке, а с другой стороны, время и место, отведенные мне, весьма ограничены. Я хочу только добавить, что саунд-поэзию, как вид женской деятельности необходимо рассматривать с учетом всей его сложности и имеющегося потенциала, поскольку, даже не размежевываясь с мужским опытом, он имеет свойственные лишь ему одному характеристики. Стиль женской саунд-поэзии чаще всего ироничен, агрессивен и в то же время уравновешен; выразительность жеста в перформансе очевидно иная, и – сверх всего – имеется в корне отличный голос, до сих пор мало, насколько мне известно, используемый и исследуемый. Надеюсь, что это короткое эссе повлечет за собой ряд других, а дальнейшее изучение женской саунд-поэзии приведет к появлению в других странах подробных изысканий на данную тему.

Перевод Сергея Михайлова.

Предыдущий (Эндре СКАРОШИ), Следующий (Стив МАККЭФЕРИ)








На главную страницу

Теория

Теория

Дмитрий БУЛАТОВ
Дик ХИГГИНС
Кристиан ШОЛЬЦ
Валерий ШЕРСТЯНОЙ
Лэрри ВЕНДТ
Сергей БИРЮКОВ
Жан-Ив БОССЕР
Анри ШОПЕН
Михаэль ЛЕНТЦ
Дин СУЗУКИ
Арриго ЛОРА-ТОТИНО
Клаус Петер ДЕНКЕР
Герхард РЮМ
Тедди ХУЛЬТБЕРГ
Сергей СИГЕЙ
Жан-Пьер БОБИЙО
Джером РОТЕНБЕРГ
Эндре СКАРОШИ
Карла БЕРТОЛА
Стив МАККЭФЕРИ
Лоуренс АПТОН
Ры НИКОНОВА
Филаделфо МЕНЕЗЕШ
Фабио ДОКТОРОВИЧ
Иде ХИНТЦЕ
Жак ДОНГИ
Энцо МИНАРЕЛЛИ
Николас ЦУРБРУГГ
Дмитрий Александрович ПРИГОВ

Практика

Практика

Фернандо АГУЯР
Бернар АЙДСИК
Чарльз АМИРХАНЯН
Лоуренс АПТОН
Пьер-Андре АРКАН
Витторе БАРОНИ
Эрик БЕЛГАМ
Карла БЕРТОЛА
Кристиан БЁК
Жюльен БЛЭН
Уоррен БЁРТ
Сергей БИРЮКОВ
Ги БЛЕЮШ
Яап БЛОНК
Жан-Пьер БОБИЙО & Жан-Луи УШАР
Изабэлла БОЙМЕР
Жан-Франсуа БОРИ
Ларс-Гуннар БУДИН
Дмитрий БУЛАТОВ
Аня ВАЛВИЧ
Лэрри ВЕНДТ
VERBOMOTORHEAD
Альберто ВИТАККИО
Жан-Клод ГАНЬОН
Хартмут ГЕЕРКЕН
Александр ГОРНОН
Роза ГРАУ
Марк ГРЕЙ
Пол ДАТТОН
Фабио ДОКТОРОВИЧ
Жак ДОНГИ
Джас ДЮК
Памела ЗИИ
Филипп КАСТЕЛЛИН
Лииз КЕРМАНИ
KESKEN
Карлфридрих КЛАУС
Уэйн КЛЕМЕНТС
Боб КОББИНГ
Филип КОРНЕР
Ричард КОСТЕЛЯНЕЦ
Нобуо КУБОТА
Ильмар ЛААБАН
Вернер ЛАУБШЕР
Жан-Жак ЛЕБЕЛЬ
Михаэль ЛЕНТЦ
Арриго ЛОРА-ТОТИНО
Стив МАККЭФЕРИ
Джексон МАКЛОУ & Энн ТАРДОС
Крис МАНН
Ришар МАРТЕЛЬ
Филаделфо МЕНЕЗЕШ
Энцо МИНАРЕЛЛИ
Фил МИНТОН
Массимо МОРИ
Чарли МОРРОУ
Клод МЭЙЯР
Саинхо НАМЧЫЛАК
Ры НИКОНОВА
Элистер НУН
Мэгги О’САЛЛИВАН
Тибор ПАПП
Оскар ПАСТИОР
Серж ПЕЙ & Иоахим МОНТЕССУИ
Дмитрий ПРИГОВ
Сергей ПРОВОРОВ
Мирослав РАЙКОВСКИ
RE: SOUNDING
Йозеф Антон РИДЛЬ
Америко РОДРИГЕС
Джером РОТЕНБЕРГ
Джан Паоло РОФФИ
Гюнтер & Колетта РУХ
Герхард РЮМ
Ксавьер САБАТЬЕ
Марк САЗЕРЛЭНД
Род САММЕРС
Элэрик САМНЕР
Сергей СИГЕЙ
Гэри СИНГХ
Эндре СКАРОШИ
Стивен Росс СМИТ
Хэзл СМИТ
Энно СТАЛ
Аманда СТЮАРТ
Пьер ТОМА
Габор ТОТ
Тревор УИШАРТ
Лизл УЙВАРИ
Майкл Джей УЭЛЛЕР
Бартоломе ФЕРРАНДО
Питер ФИНЧ
FLATUS VOCIS TRIO
F’LOOM
Джованни ФОНТАНА
Алекс ХАМБУРГЕР
Ярл ХАММАРБЕРГ
Бренда ХАТЧИНСОН
Иде ХИНТЦЕ
Ласло ХОРТАБАДЬИ
Эллен ЦВЕЙГ
Крис ЧИИК
Валерий ШЕРСТЯНОЙ
Элке ШИППЕР
Анри ШОПЕН
Карлос ЭСТЕВЕС
Жоэль ЮБО